ул. Якубовского, 23 | ВТ-ЧТ.: с 9.00 до 19.00; ПТ-ПН.: 10.00-18.00 | Тел.: 8(0222) 65-53-66
Как правильно общаться с современным ребенком?
8. Как правильно общаться с современным ребенком?
Кто-то сказал, что проблема нашего поколения в том, что мы перестали быть для своих детей авторитетом. Раньше ребенок спрашивал, советовался, понимая, что взрослые (родители, учителя) обладают тем знанием, которого у него нет. Родители учили нас не только чистить зубы и завязывать шнурки на ботинках. Они открывали нам мир, делились своим опытом. Без взрослых мы не могли толком ни в чем разобраться.
Ну, конечно, мы с ними спорили, конечно, мы тоже были «сами с усами». Но все равно взрослый был наставником, проводником в жизнь. И не только потому, что знал, почему нельзя совать пальцы в розетку. Взрослый был для ребенка основным источником информации, и ребенок смотрел на него с восторгом.
Сейчас все изменилось. Нет ни одного вопроса, на который современные дети не могут найти ответа, минуя взрослых. Скорее это вы обратитесь к ним за помощью: «Какую же кнопку мне нажать, чтобы эта железяка заработала?». Это мы смотрим на них с тайным восхищением: «Откуда вы все это знаете?» Правила игры поменялись. Сколько бы ни ворчали по поводу компьютеров и планшетов, оторвать от них своих детей мы бессильны. В этой новой среде они себя чувствуют комфортно и уверенно, как рыбы в воде. Это для нас все эти гаджеты представляют угрозу, это мы ностальгируем по книгам и беготне во дворах. Дети же, напротив, не видят своей жизни по-другому.
Правила игры поменялись. Сколько бы ни ворчали по поводу компьютеров и планшетов, оторвать от них своих детей мы бессильны. В этой новой среде они себя чувствуют комфортно. Сегодняшний родитель не может давить на ребенка авторитетом и силой. Если только ребенок не вырос в религиозной или другой культурной среде, где само понятие авторитета старшего впитывается с пеленок. В любой другой семье взрослому приходится сложно. Технический прогресс вручил ребенку все наши козыри. Он вырыл глубо- кую пропасть между поколениями детей и родителей. А если взрослый еще и застрял в прошлом веке и ничего не понимает про современные технологии, между ним и его детьми — бездна.
ФРАЗЫ С ДВОЙНЫМ СМЫСЛОМ: КАК ИХ СЛЫШИТ РЕБЕНОК?
Общаясь с детьми, мы не особо задумываемся, как они воспринимают обращенные к ним слова и фразы. Трудно представить, но наши слова и мысли обладают магической силой. Всего одна фраза может лишить жизнь смысла, убить надежду, а может придать уверенности, рассмешить, утешить, помочь обрести веру и любовь. Итак!
Мы говорим … — Осторожно — упадешь! — Не трогай собаку — укуси т! Ребенок слышит … — Мир опасен, лучше вообще ничего не делать. Скажите иначе … — Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным.
Мы говорим … — Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой! Отвечай! Ребенок слышит … — Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих.Скажите иначе … — У меня 10 минут. Сколько тебе нужно времени? (Попробуйте /договориться).
Мы говорим … — Не хнычь! Не ори! Не смейся! Не плачь! Ребенок слышит … — Не выражай своих эмоций. Скажите иначе … — Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался. (Постарайтесь попять чувства ребенка).
Мы говорим … — Ну, сколько можно повторять (объяснять)! Ребенок слышит … — Ты глупый, ты неудачник. Скажите иначе … — Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь.
Мы говорим … — Мальчики не должны бояться (плакать). Девочка должна быть послушной. Ребенок слышит … — Мужчина не имеет права на чувства. Женщина — всегда жертва. Скажите иначе … — Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это пережить.
Мы говорим … — Как тебе не стыдно! Ребенок слышит … — Ты плохой, с тобой что-то не в порядке. Скажите иначе … — Все мы ошибаемся. Ошибка — это шаг вперед к умению и знанию.
Мы говорим … — Посмотри, как хорошо он/она/ делает, а ты? Ребенок слышит … — Ты хуже других. Скажите иначе … — Я люблю тебя таким, какой ты есть.
— ПЯТЬ КНИЖЕК, КОТОРЫЕ НУЖНО ПОДСУНУТЬ ШКОЛЬНИКУ Есть книжки, которые просто нельзя не прочитать в детстве. Это «Винни Пух и все-все-все», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Карлсон, который живет на крыше», «Маугли», «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка в Солнечном городе»… Убедитесь, чтобы ваш ребенок прочитал «Ветер в ивах» Кеннета Грэма (обязательно в переводе Веры Резник!) — приключения Крота и Крысси не оставили равнодушным еще никого. А если общеизвестные книги прочитаны, можно попробовать предложить что-то еще. Что же подсунуть?
Литература:
О том, как правильно общаться с современными детьми, замечательно сказала известная психолог Юлия Гиппенрейтер: «Когда разговариваете с ребенком, помолчите!»
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Юлия Борисовна Гиппенрейтер/ Ред. М.Н. Курочкина, художник Г.А. Карасева. — М.: «Астрель», 2013,— 240с.