ул. Якубовского, 23 | ВТ-ЧТ.: с 9.00 до 19.00; ПТ-ПН.: 10.00-18.00 | Тел.: 8(0222) 65-53-66
Подсказки для развития внимания у детей
6. Подсказки для развития внимания у детей
1. Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг! По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.
2. Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания – это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка:
3. Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: “Не отвлекайся!”, “Не смотри по сторонам!”, “Не трогай машинки!”, вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: “Давай закончим строчку”, “Сейчас закрасим шапочку и поиграем”, “Посмотри, тебе осталось написать две буквы!”.
4. Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. А потому четвертая подсказка для родителей. Объем внимания определяется количеством информации, на которую ребенок может обратить внимание. Средний объем внимания старшего дошкольника – 4-6 единиц информации. Так, если ребенку пяти – семи лет медленно продиктовать 10 одно- или двусложных слов, то, скорее всего, он запомнит от 4 до 6 слов. Если поочередно показать 10 картинок, то он расскажет об изображении на 4-6 картинках. Можно предложить ребенку не рассказывать о картинках, а найти их в большом количестве других. Проделав предложенные упражнения с ребенком, родители узнают о развитии объема внимания своего малыша.
5. Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
Чем чревато прерывание деятельности
Явление прерывания деятельности небезразлично для психики, так как истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний наиболее сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.
Настя П, ученица второго класса, развитая и старательная девочка, часто не полностью выполняет домашнее задание. В разговоре с родителями девочки выясняется, что в семье еще есть трехмесячная Аленка, и мама часто отрывает Настю от занятий, прося подать пеленку, подогреть воду в бутылочке и т п.
Задание для взрослых
Поиграйте с вашим малышом в игру “Три пункта”, которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: “Раз, два, три – беги!” – и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1. Самое простое задание:
– Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
– Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
– Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
2. Усложненное задание:
– Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
– Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
– Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву “С”.
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя – пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.
3. Способность к внутреннему плану действий можно потренировать с помощью букв. Задания могут быть такими:
– если поменять в слове “ПИЛА” букву “П” на букву “С”, какое слово получится?
– если в слове “СПОРТ” отбросить первую букву, какое слово получится?
– если в слове “КОШКА” поменять букву “К” на букву “М”, а букву “О” на букву “Ы”, какое слово получится?
4. Где чей домик?
Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.
5. Картинки “Найди отличие”.
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
6. Упражнение “Раскрась вторую половинку”.
Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).